Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

LAW ENFORCEMENT ACTIVITY AND GENERAL CHARACTERISTICS OF ORGANIZATIONS WHO HAVE BEEN IMPLEMENTED

Kara O.A. 1
1 North Caucasus University
The article is devoted to the system of law enforcement agencies in the Russian Federation. It speaks about the urgency of considering this system in modern times, about the special interests of lawyers to this problem. The special role and importance of law enforcement activity in the conditions of existence of democracy in Russia is noted. It reveals the concepts of law enforcement bodies and law enforcement activity. Defines the purpose of law enforcement activities, its purpose. The article reflects the main principles of law enforcement activity and its main directions. Different points of view on the problem of defining the concept of law enforcement bodies are given. The functions of various law enforcement agencies are affected. The main types of these organs are listed. Some state reforms in law enforcement are being sanctioned. The interrelation between the improvement of the implementation of the main lines of law enforcement activity and the manifestation of citizens’ trust is characterized.
law enforcement activity
law enforcement agencies
democracy
legislation
reorganization

Проблема изучения правоохранительной деятельности достаточно актуальна сегодня для всех. Особый интерес к этому виду деятельности имеют юристы [2]. К сожалению, исследование правоохранительной деятельности, как и правоохранительных органов достаточно затруднено. Во-первых, в законодательстве Российской Федерации нет точных определений этих понятий, хотя они встречаются, в частности, в Конституции РФ в ст. 72 мы можем познакомиться с информацией о том, что в совместном ведении РФ и ее субъектов находятся: «кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат»[1]. Во-вторых, данная сфера общественной и государственной жизни динамична. В стране проходят судебные реформы, реорганизаций других органов правоохранительной системы. Достаточно вспомнить 6 августа 2014 году. Эта дата связана с прекращением деятельности Высшего арбитражного суда. В связи этим произошло и обновление Верховного Суда РФ. Реформа привела к созданию единой судебной практики и к уменьшению расходов на судебную систему, поскольку некоторые должности двух высших судов были упразднены. Существование проблем, обозначенных мной выше, не дает право юристам знакомится с правоохранительной деятельностью поверхностно. Тем более, что уже сейчас функционирование и организация правоохранительных органов регламентируется правовыми актами различного уровня, начиная с Конституции РФ и заканчивая подзаконными актами различных ведомств. Каждый год правовая база расширяется. Изучение правоприменения в России обусловлено и нашим политическим режимом – демократией. Ведь именно ее утверждение создает условия для обеспечения прав человека государством. В ст. 2 Конституции России четко прописано, что интересы гражданина и человека – высшая ценность, и государство призвано соблюдать и защищать права и свободы личности. Роль в достижении целей указанных в ст. 2 играет и имплементация [5].

Считаю правильным дать следующие определение правоохранительной деятельности: урегулированная нормами федерального законодательства деятельность специально уполномоченных на то органов по охране законности и правопорядка в государстве, о равно достижении иных целей (чаще данная деятельность урегулирована нормами процессуального права). Цель (задача) этой деятельности – охрана права, а важнейшее предназначение – обеспечение неукоснительного соблюдения исполнения всех юридических норм, всех правовых предписаний гражданами, их объединениями, должностными лицами, государственными органами. Для лучшего ознакомления с правоохранительной деятельностью следует отметить ее признаки: 1) деятельностью занимаются органы, для которой она является основной; 2) деятельность сотрудников органов четко регламентирована ФЗ; 3) использование императивного метода; 4) Осуществление и решение специальных задач и определенных целей (к ним относятся: осуществление справедливого и законного правосудия; охрана в интересах государства от внешних или внутренних угроз; охрана правопорядка; осуществление надзора за единообразием исполнением законов на всей территории РФ; надзор за законностью принятия решений и совершенствования действий всех должностных лиц, государственных органов и руководителей коммерческих организаций на всей РФ); 5) Точное исполнение судебных решений в установленный законом срок; 6)Охрана прав и законных интересов граждан и организаций[4]. Направлениями правоохранительной деятельности считаются: конституционный контроль, правосудие, организованное обеспечение деятельности судов, прокурорский надзор, выявление и расследование преступлений, оказание юридической помощи и защита по уголовным делам, обеспечение правопорядка в государстве.

Правоохранительные органы – это создаваемые государством органы, которые уполномочены осуществлять деятельность по охране прав и свобод личности, общества, государства, охрану законности и правопорядка, осуществлять борьбу с правонарушениями, применяя специальные (юридические) меры воздействия в соответствии с законом. На данный момент не существует единого мнения по вопросу о том, какие органы нужно относить к ним. Многие специалисты убеждены: органы, занимающиеся охраной правопорядка, считаются правоохранительными. Я же разделяю мнение иных правоведов, значительно расширяющих круг полномочий данных государственных органов. Уместно отнести к вышеназванным: суды, органы прокуратуры, органы внутренних дел, органы исполнительной власти в сфере юстиции; органы обеспечения безопасности; органы, осуществляющие оказание юридической помощи. Эти органы исполняют определенные функции: осуществление правосудия, конституционный контроль, прокурорский надзор, выявление и расследование преступлений и других правонарушений, обеспечение квалифицированной юридической помощи, обеспечение общественной безопасности и правопорядка, предупреждение правонарушений. Все правоохранительные органы, в соответствии с их функциями, делят на: 1) Органы выявления и расследования преступлений; 2) Органы обеспечения правопорядка и безопасности; 3 )Органы юридической помощи.

Говоря о правоохранительной деятельности, стоит заметить, что органы, осуществляющие ее, действуют строго в соответствии с нормативно-правовыми актами, среди которых есть те, которые обладают наибольшей юридической силой, например Конституция Российской Федерации, и такие, которые распространяют свое действие на весьма узкий круг лиц, например различные ведомственные инструкции. Классифицировать акты можно по различным основаниям, одним из которых является содержание. Согласно этому критерию выделяют: 1) акты общего действия (международно-правовые акты, Конституция Российской Федерации); 2) акты о судебной власти, судоустройстве, правосудии и судах, органах, обеспечивающих деятельность судов (они определяют структуру судебной власти, принципы ее организации и деятельности, правовой статус судей и многое другое. Сюда стоит отнести Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»); 3) акты, регламентирующие деятельность органов прокуратуры (Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», приказы Генерального прокурора Российской Федерации); 4) акты, регламентирующие организацию и деятельность органов, осуществляющих охрану безопасности и правопорядка в России (Федеральный закон «Об органах федеральной службы безопасности»); 5) акты, регламентирующие организацию выявления и расследования преступлений (Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об оперативно- розыскной деятельности»); 6) акты об организации юридической помощи в Российской Федерации (Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»)[3]. Основой другого деления является юридическая сила нормативно-правовых актов. По данному критерию можно выделить: 1) Конституция Российской Федерации; 2) Международно-правовые акты; 3) Законы; 4) Указы и распоряжения Президента Российской Федерации; 5) Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации; 6) Ведомственные правовые акты.

В завершение своей статьи мне хотелось бы отметить, что, несмотря на старания органов государственной власти, реформирование правоохранительной системы, люди остаются недовольными работой правоохранительных органов. Как показал социологический опрос, в сравнении с другими годами, доверие россиян к данным органам возросло. Так, в 2005 году число недоверяющих составляло 70 %, к 2017 году ситуация сильно изменилась, теперь количество доверяющих увеличилось почти в 2 раза. Более четко проследить изменение уровня доверия можно на примере полиции. В текущем году уровень доверия к этому органу достиг рекордно высокий показатель, а именно-67 %. Тогда как в 2014 году доверие выказывали 53 %. Как мы можем заметить: результаты несовершенны, что говорит о необходимости продолжения реформаторской деятельности в правоохранительной сфере. В частности, необходимо продолжать борьбу с произволом и коррупцией. Ведь именно их существование ухудшает отношение людей к органам, обеспечивающим охрану и соблюдение законных прав и свобод личности.