Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

EDUCATION OF PATRIOTISM IN THE TEENAGE ENVIRONMENT IN MODERN CONDITIONS

Gorbunova M.V. 1 Kukurina K.D. 1
1 Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin
Тhe article deals with the formation of the agenda of Patriotic education of adolescents, the vectors of its development, the impact on the formation of full members of civil society. The main directions of Patriotic education of youth in modern society, where the dynamics of events is quite high, and the challenges of the time it is necessary to find appropriate Patriotic, civic-oriented answers. The ways of achieving high social activity, spirituality, civic responsibility, taking into account not only modern methods and means, but also the experience, the best aspects of the Soviet school. The issues related to the need for timely implementation of forms of Patriotic education to strengthen the educational system and educational work in our country, as well as issues related to the current state of the relevant scientific and theoretical base. It is largely outdated, so the article focuses on the fact that there is a need for a General analysis of methodological and scientific literature; it is extremely important to develop and forms of search work. It is determined that in the conditions of multinational and multicultural Russian society, where different confessions are represented, at the present stage of development these factors and processes are essential for the prospects of full development of the young generation in the Russian state.
education
everyday life
civil society
patriotism
vector of formation

Анализ литературы различного характера, касающейся исследуемой темы, позволяет констатировать, что проблема патриотизма и патриотического воспитания является одной из важных проблем жизнедеятельности общества, государства, личности на протяжении всей истории человечества. В современной России, исходя из задач развития нашего общества, патриотизм становится одним из значимых качеств, востребованных и обществом, и государством. Патриотическое воспитание, формирование активной гражданской позиции, гражданственности у подрастающего поколения – это важнейшая задача, направленная на укрепление культурной, идеологической, экономической и технологической составляющей общей картины развития нашей страны  в целом и каждого из ее регионов в частности. Поэтому в условиях видоизменения информационного взаимодействия или противостояния, его формирование должно происходить на основаниях, учитывающих и опыт советской системы воспитания, и различные мировоззренческие позиции обновляющегося российского государства.  

Проблема модернизации системы патриотического воспитания связана с выявлением и сохранением накопленных дореволюционной и советской школой лучших традиций воспитания патриотизма, формированием новых педагогических практик. Изменение образовательной парадигмы привело к необходимости создания в условиях современного плюрализма различных систем патриотического воспитания, адаптированных к развивающейся общественно-политической и социально-экономической ситуации в стране.[4] Поликультурность, многонациональность, многоконфессиональность, многоукладность, многопартийность российского общества определяют особенности воспитания патриотически ориентированного подрастающего поколения». [1]

Данный тезис позволяет сделать вывод, что развал системы патриотического воспитания недопустим, необходимо своевременное построение новой образовательно-воспитательной системы, отвечающей вызовам и потребностям современного общества. Имеющаяся теоретическая база сильно устарела, поскольку современное общество очень динамично развивается, и вызовы, на которые оно вынуждено отвечать, также довольно динамичны. Современная теоретическая, психолого-педагогическая и философская научная база отстает от практики. Поэтому именно практическое воздействие патриотического воспитания имеет крайне важную степень в воспитании подростка.

Кризис идентичности нередко способен привести к выбору в качестве объекта идентичности существенно более узкого круга социальных общностей, более локальных, а порою и маргинальных. Человек, утративший чувство родины, заполняет образовавшийся вакуум иным содержанием, идентифицируя себя с религиозными, этническими, родоплеменными, профессиональными, а то и криминальными общностями. В условиях неопределенности и частичного разрушения этнических, государственных, корпоративных, профессиональных и социальных связей на всех этажах общества, теряется или деформируется социальная модель поведения и индивидов, и социальных групп, происходит своего рода "биологизация" поведения, упрощение мотивации, с одной стороны, а с другой, ее усложнение в связи с частичной переориентацией на нетрадиционные социальные и этнокультурные ориентиры.

В антропологическом контексте патриотизм является проявлением гуманизма, так как он предполагает, в отличие от национализма, терпимость к иной национальной самобытности. В случае трактовки понятия «нация» как «согражданство», смыслы патриотизма и национализма совпадают как на социально-психологическом, так и на политико-идеологическом уровнях рассмотрения. Если же данному понятию придается этнический смысл, то национализм в этом понимании может быть близок к патриотизму (по путям формирования), или же существенно отличаться (особенно в своих крайних проявлениях) по уровню и характеру обособления. В современной России, которая сохраняет и преумножает свое единство, укрепление общероссийского патриотизма может стать инструментом снижения возможной межэтнической напряженности.[3]

Патриотическое воспитание должно стать тем элементом, которое органично вписавшись в подростковую повседневность и образовательный процесс, станет одной из основ воспитания и становления гражданина своей страны. К сведению граждан, вектор патриотического воспитания, в данный момент, приобрел, в основном, одно фиксированное направление –  воспитание на военных подвигах. Это, конечно, важно, но задача современного момента в развитии этого процесса – это многовекторность и многополярность.  История, как мировая, так и отечественная, знает достаточное количество мирных подвигов, примеров высоконравственного служения людям, достойного поведения личностей. [5] Примеров, достойных гордости: полеты в космос, система космического корабля «Буран», атомные электростанции и многое, многое другое.

При наличии такого комплексного воздействия на подростка – именно патриотическое воспитание, его практическая часть станет тем фундаментом, на котором будет заложено начало формирование гражданственности и включенности в процесс трансформации страны в положительном русле.«Человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, поэтому нужно внешнее воздействие преподавателей, родителей, всей образовательной среды учебного заведения при единстве факторов духовно-нравственного воспитания. Уже присущие им нравственные убеждения и качества сложились под влиянием семьи, дошкольных и внешкольных учреждений, средних школ. С раннего детства современная молодежь испытывает мощное влияние средств массовой информации, мира искусства». [7]

Правильно направить поток внешней информации, порой бесконтрольно обрушивающийся на подростка, дать ему инструмент распознавания, селекции информационных потоков – вот это и стоит главнейшей задачей,  патриотического воспитания в том числе. При этом нужно четко понимать, что патриотизм – это не столько общественный феномен, который зависит от социально-экономических, политических или идеологических параметров конкретного общества, хотя мы в данной статье рассуждаем о том, что приобретается он детьми путем системной трансляции духовных, даже семейных ценностей, сохраняемых предыдущими поколениями. Но именно поэтому не отрицаем и определенно естественного начала патриотизма, идущего от семьи, где родители грамотно воспитывают ребенка, от его уважения к истории родной страны, родному языку, культуре, а значит, и от его любви и верности к Родине.

Непосредственное использование новейших инновационных технологий зависит от того, насколько обучающийся, а позднее, закончивший обучение, готов к их применению. Речь идет, конечно же, о различных формах проведения мероприятий и в рамках гражданско-патриотического воспитания, ведь подростки взрослеют, становятся студентами или устраиваются на работу.[6] Насколько хорошо научат использовать инновации в обыденной жизни и работе в процессе обучения, разыскивать самостоятельно технологии и трансформировать их под собственные задачи, настолько хорошо и будет это применяться в массовом масштабе. Любая инновация не может быть внедрена и реализована в полной мере, на всю максимальную ее возможность, без подготовительного процесса. От качества знаний и умений специалистов сферы образования напрямую зависит инновационное развитие государства. Инновации – это тот процесс, который должен лечь на крепкий базис, и, уже на основе его, получить дальнейшее развитие или трансформироваться в что-то более новое, зависимо от вызова, предъявляемого окружающим обществом. И понимать его нужно именно как процесс, а не только как «умное» слово.

Грань между правильностью и отрицательным эффектом очень прозрачна. Велик шанс подмены понятий как вынужденной, так и непроизвольной, из-за отсутствия у педагога достаточных знаний и умений инновационных технологий. Нынешний момент показывает, что этим успешно пользуются эмиссары различных движений и организаций экстремистского толка. Многие рекламно-рекрутские материалы созданы с применением последних теоретико-идеологических веяний как в технике исполнения, так и в психологическом воздействии на индивидуума. Задача педагога, в первую очередь, состоит в том, чтобы дать адекватный ответ данному вызову, с применением такого же инструментария или превосходящего его. От умения педагога правильно отобразить настоящее в лекале прошлого и с перспективой будущего зависит уровень умений и знаний обучающегося, в том числе пользоваться научно-теоретическими материалами, применяя их на практике.

Ребенок, пришедший в поисковый отряд, изначально включается в деятельность, не на- много отличающейся от школьной работы – это лекционные курсы, необходимые для дальнейшего развития. Они, безусловно, нужны как необходимая часть теоретического материала, который подросток должен усвоить. Но при самом лучшем построении лекций – использование технических средств, музейных экспонатов – этот процесс все равно остается исключительно лекционным и относящимся к формальному построению повестки повседневности. Кардинальные изменения, касающиеся становления личности подростка, начинаются у него после первой полевой экспедиции и присутствии при эксгумации останков погибших солдат и офицеров. Это великая работа, в последние годы она только ширится, а дети не только учатся соединять теорию с практикой, но и постигать глубины самых важных для человеческой жизни понятий.                                                                                                                   Эмоциональный посыл, получаемый ребенком, предполагает включение его в дальнейшую работу – поиск родственников, самостоятельное нахождение материалов по историческому периоду, изучению истории своей семьи.  Ведь патриотические чувства зарождаются именно из любви и уважения к своей «малой Родине», а затем, по мере взросления молодого человека, вырастают  до осознания общегосударственных задач. То есть, теряется формальный характер процесса, приобретается эмоциональная окраска, ребенок большую часть своего свободного времени уделяет уже определенному делу и его повседневность приобретает смысл и мысли, и слова, которые ранее для него не имели эмоционального подтекста, приобретают совершенно новое значение. Патриотическое воспитание и патриотизм, как традиционный институт нашего общества, должны присутствовать в любом варианте формирования повестки детской повседневности.[2]                                                        

Сегодня данная воспитательная работа приобретает новое, даже еще более острое звучание. Многие знают, как обстояло дело в советские времена с патриотическим воспитанием, тогда ни у кого не возникало сомнений по поводу роли нашей страны в крупнейших военных событиях ХХ века,  особенно если речь идет о событиях Великой Отечественной войны. Никто из наших соседей или западных политиков, какими бы они ни были,  не покушался на памятники Ленину, например, тем более – на памятники советским воинам-освободителям, избавившим Европу от кошмара фашизма и гитлеровского нацизма. Но именно сегодня, опасаясь усиления роли нашей страны в мировой политике, западные идеологи и политики весьма настырно и совершенно беззастенчиво пытаются переписывать историю, грубо разрывать связь между прошлым и будущим, вмешиваются в отношения между некоторыми странами и народами бывшей великой державы, разжигая межнациональную рознь. Гражданские войны недопустимы, но ведь детей там в последнее время пытаются воспитывать не на лучших традициях, характерных, например для солидарности советского времени, а в духе злобы и ненависти к народам нашей страны, поэтому в наши дни актуальность военно-патриотического, гражданского воспитания рассматривается с точек зрения политической, военно-идеологической и культурно-исторической.

Основной проблемой в патриотическом воспитании является отсутствие единой маршрутной карты, возможной для использования как только начинающими, так и уже действующими преподавателями и руководителями патриотических объединений. В перспективе своей работы попробуем проанализировать имеющийся материал как методический, так и практический для создания основы маршрутной карты, поскольку она позволяет  лечь  как на  лекало любого региона с региональной трансформацией, так  и на лекало любого объединения по патриотическому воспитанию. Риски и трудности, которые видятся в ходе работы – это минимальное количество информации по теме, собранное на едином ресурсе, в связи с отсутствием такого ресурса в федеральном масштабе. Имеется огромное количество локальных сайтов, методичек, уставов, описаний мероприятий, но отсутствует их общий анализ и пути применения их в федеральном масштабе. Основной трудностью будет выборка материала по теме работы и классифицирование его по предполагаемым разделам маршрутной карты.

Таким образом, проанализировав вышеизложенный материал, можно прийти к выводу, что на данный момент развития нашего общества, нам необходимо получить некую маршрутную карту по патриотическому воспитанию. Используя ее, преподаватель может облегчить свой труд, использовать те инновационные наработки коллег, о которых он не предполагал или не видел путей решения проблемы, поскольку, основываясь на свой опыт общения со многими регионами, проблемы в патриотическом воспитании одни, а путей решений много. Думается, что здесь дело не ограничивается только лишь словесным изложением  материала о героях родного края, изложением  и трактовками важной , в общем то, информацией о правах и обязанностях будущих граждан. Главным здесь является их подготовка к активному участию  в будущей взрослой жизни. И это главнейшая, на наш взгляд, задача различных общественных институтов. Данная маршрутная карта задумывается как базис для создания общефедерального методического пособия по патриотическому воспитанию, с анализом соответствующего материала и путями решения проблем и вызовов, представляемых обществом данному сегменту воспитания, как одному из самых важных в процессе воспитания гражданина сильного государства – нашей России.