Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

NEUROTIZATIONS OF STUDENTS WITH LOW SELF-ASSESSMENT

Koroleva A.A. 1 Nikolaeva I.I. 1 Orlov F.V. 1
1 Chuvash state University named After I. N. Ulyanov
In students’ years self-image changes in the process of self-actualization and self-affirmation under the influence of values-based orientations, motivation and a level of aspiration. Self-assessment has an effect on human behavior, influences well-being and mood. The discrepancy between person’s aspirations and real opportunities is a conflict of inadequate self-assessment which leads to neurotic disorder. The purpose of the research is to study self-assessment, determine the structure of self-conception, neurotization and psychopathy in cases of low self-assessment of university students aged 19 to 24. When examining self-assessment of 107 university students (32 men, 75 women) low self-assessment was identified in 41,12% of cases. Uncertainty about their abilities (19,44%), attitude to themselves as to people causing condemnation and disrespect of others (25%), dissatisfaction with themselves and a desire to change themselves in accordance with perfect self-image (16,67%), self-reproach for misses and failures (22,22%) are the most frequent in the structure of self-conception. 60,09% students with low self-assessment showed high levels of neurotization and/or psychopathy. Thus, university students often have low self-assessment. An nferiority complex, dissatisfaction with themselves and self-reproach prevail in the structure of self-conception. Most students with low self-assessment showed a high level of neurotization and/or psychopathy.
self-assessment
low self-assessment
neurotization
psychopathy

В процессе развития личности формируется определенное представление о себе, которое на протяжении жизни претерпевает изменения. Самоотношение, уровень самоуважения, отношение к успешности в учебе находятся в зависимости от уровня притязаний, мотивации, ценностных ориентаций личности. На самооценку в студенческие годы значительно влияет учеба в вузе сопряженная с оценкой интеллектуальных, социальных и физических возможностей студента со стороны педагогов и других учащихся.

Люди, страдающие низкой самооценкой, рассматривают себя, как нечто незначительное и ущербное. Ощущения человека, выражающиеся в чувстве собственной ущербности и иррациональной вере в превосходство окружающих над собой, представляют собой комплекс неполноценности, впервые описанный А. Адлером. Комплекс неполноценности существенно влияет на самочувствие, настроение, поведение человека. С проблемами самооценки связано большинство других психологических проблем личности. А. Адлер считал внутриличностный конфликт между чувством неполноценности и стремлением к самоутверждению причиной развития невротических симптомов. З. Фрейд указывал на развитие невротического расстройства во взрослом состоянии на основе чувства неполноценности, сформировавшегося в условиях отсутствия любви к ребенку. В.Н. Мясищев видел в основе невроза лежит неудачно, нерационально и непродуктивно разрешаемое личностью противоречие между нею и значимыми для нее сторонами действительности, вызывающее болезненно тягостные для нее переживания [6,7]. Из чувства неполноценности в тяжелых случаях может вытекать и последовать опасность самоубийства.

Таким образом, учеба в вузе сопряжена оценкой своих возможностей, способностей, места среди других студентов. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний. Возникающий конфликт в результате неадекватной самооценки приводит к фрустрации, невротизации.

Поэтому целью нашего исследования явилось изучение самооценки у студентов высших учебных заведений, структуры их самоотношения, уровня невротизации и психопатизации при определении сниженной самооценки.

Материал и методы

Исследование самооценки студентов проводилось с помощью тестирования с использованием «Гугл опросника». Обследовали 107 студентов вузов в возрасте от 19 до 24 лет. Количество юношей составило 32 (29,91%), а девушек – 75 (70,09%). Жителей села было 36 человек (33,64%), из городов – 71 (66,36%).

Для исследования самоценности личности использовался тест Соренсена [9]. В тесте, состоящем из 50 вопросов, предлагаются утверждения, которые человек может подтвердить или опровергнуть. Чем больше положительных ответов, тем ниже самооценка индивида. Мэрилин Соренсен за низкую самооценку принимает результаты от 16 и более баллов.

Для выявления структуры самоотношения у студентов с заниженной самооценкой была применена «методика исследования самоотношения личности». Она направлена на определение выраженности отдельных компонентов самоотношения: закрытости, самоуверенности, саморуководства, отраженного самоотношения, самоценности, самопривязанности, внутренней конфликтности и самообвинения [1]. В тесте, состоящем из 110 вопросов, представлен перечень суждений, который характеризует отношение человека к себе, к своим поступкам и действиям. Значения баллов в диапазоне 1-3 принимаются за низкие, 4-7 – средние, 8-10 – высокие.

Для выявления уровня невротизации и психопатизации студентов мы использовали «Опросник определения уровня невротизации и психопатизации» (УНП). Отрицательная величина коэффициента свидетельствует о патологии, положительная – о норме. Оценки, не выходящие за пределы ±10 по шкале невротизации и ±5 по шкале психопатизации, попадают в зону неопределенного диагноза. При количестве ответов по шкале неискренности (буква «Л») более 5 – результаты всего обследования не могут считаться достоверными [4].

Результаты и обсуждение

Определенное представление о себе, о своем месте в мире формируется под влиянием социального окружения с раннего детского возраста, влияет на саморегуляцию и находится под влиянием ценностей личности. Немаловажным является одобрение или осуждение со стороны значимых людей [3].  М. Соренсен низкую самооценку считает расстройством мышления, при котором человек рассматривает себя, как неадекватную, неспособную, непривлекательную и некомпетентную личность [9].

Среди протестированных методикой Соренсен 44 (41,12%) имели заниженную самооценку с полученными баллами 24±6. Среди  лиц женского пола  было зафиксировано 37 человек с низкой самоценностью личности из  75 прошедших (49,33%). А показатели у лиц мужского пола – 7 из 32 (21,88%).  При проведении выборки по месту обучения в школьный период: из 36 студентов, родом из районов, 14 имели заниженную самооценку (38,89%),  а из 71 городских – 30 (42,25%).

Низкий уровень самооценки характеризуется желанием быть незаметным, ощущением неловкости на людях, застенчивостью, чувством одиночества, чрезмерной уязвимостью, страданием от насмешек.

Исследование структуры самоотношения студентов позволяет раскрыть влияние особенностей отношения личности к самому себе на психическое здоровье личности. Среди полученных нами 44 студентов с заниженной самооценкой для выявления структуры самоотношения в тестировании приняло участие 36 (табл. 1). Значения «закрытости» оказались повышенными у четырех человек (11,11%), что отражает отсутствие желания раскрывать себя, признавать существование личных проблем. Средние значения были выявлены у 32 студентов (88,89%), что характеризует   преодоление психологических защит в критических ситуациях.   Высокая «самоуверенность» выявлена у трех (8,33%), показывающая уважение к себе, довольство собой, своими начинаниями и достижениями. Средние показатели оказались у 26 (72,22%), что характеризует способность сохранять работоспособность, уверенность в себе в привычных для себя ситуациях, но снижает их при появлении трудностей.  Низкая «самоуверенность» проявилась у семи (19,44%), что свидетельствует о неуважении к себе, связанное с неуверенностью в своих способностях. Высокое «саморуководство» выявлено у шести студентов (16,67%), которые основным источником развития своей личности, регулятором достижений и успехов считают себя.  Средние показатели у 24 (66,67%) свидетельствуют об  особенностях личного контроля в зависимости от степени адаптированности в ситуации. Значения «саморуководства» оказались низкими у шести человек (16,67%), показывающие подвластность своего "Я" внешним обстоятельствам и событиям. Повышенное «отраженное самоотношение» выявлено у трех исследуемых (8,33%), которые воспринимают себя принятыми окружающими и ощущают эмоциональную открытость для взаимодействия с другими.  Средние значения у 24 (66,67%) показывают то, что положительное отношение окружающих распространяется лишь на определенные качества и поступки, а другие -  способны вызывать раздражение и непринятие.  Низкое «Отраженное самоотношение» у девяти исследуемых (25%) указывают на то, что человек относится к себе как к вызывающему у других людей осуждение и неуважение.  «Самоценность» повышена у девяти человек (25%), высоко оценивающих богатство своего внутреннего мира. Средние показатели выявлены у 25 (69,44%), что отражает высокую ценность ряда своих качеств и недооценивание других. Низкие значения «самоценности» показали два человека (5,56%), что свидетельствует о глубоких сомнениях человека в уникальности своей личности, отстраненности и недооценке своего внутреннего мира.  Повышенное «самопринятие» оказалось у четырех студентов (11,11%), что отражает  безусловное принятие себя таким, каков он есть, включая недостатки. Средние значения проявились у 26 исследуемых (72,22%), которые склонны принимать не все свои достоинства и критиковать не все свои недостатки.  «Самопринятие» у шести человек (16,67%) указывают на общий негативный фон восприятия себя, на склонность воспринимать себя излишне критично. Значения «самопривязанности» повышены у одного исследуемого (2,78%), показывающее стремление сохранить в неизменном виде свои качества. Средние показатели обнаружены у 20 (55,56%), на стремление к изменению лишь некоторых своих качеств при сохранении прочих других. Значения «самопривязанности» у 15 исследуемых (41,67%) оказались низкими, что показывает желание изменить себя, неудовлетворенность собой и тягу к соответствию с идеальными представлениями о себе. «Внутренняя конфликтность» имеет высокие значения у шести (16,67%), что соответствует человеку, у которого преобладают сомнение, несогласие с собой, выраженность к самокопанию. Средние значения у 26 (72,22%), характеризуют то, что при привычных условиях наблюдается положительный фон отношения к себе, а при возникновении трудностей − недооценка собственных успехов.  Низкие показатели «внутренней конфликтности» у четырех студентов(11,11%) встречаются у тех, кто в целом положительно относится к себе.  Значения «самообвинения» повышены у восьми исследуемых (22,22%), что можно наблюдать у тех, кто видит в себе прежде всего недостатки, кто готов поставить себе в вину все свои промахи и неудачи. Средние значения, характеризующие избирательное обвинения себя при определенных ситуациях, выявлены у 25 (69,44%). Низкие значения «самообвинения»  у трех студентов (8,33%), характеризуют тенденцию к отрицанию собственной вины в конфликтных ситуациях.

Таблица 1

Показатель структуры самоотношения личности

Критерий

Высокие

значения (%)

Средние значения (%)

Низкие

значения (%)

Внутренняя честность

11,11

88,89

-

Самоуверенность

8,33

72,22

19,44

Саморуководство

16,67

66,67

16,67

Отраженное самоотношение

8,33

66,67

25

Самоценность

25

69,44

5,56

Самопринятие

11,11

72,22

16,67

Самопривязанность

2,78

55,56

41,67

Внутренняя конфликтность

16,67

72,22

11,11

Самообвинение

22,22

69,44

8,33

 

Пониженная, по сравнению с нормой, самооценка является особенностью больных неврозами [5]. Больные с невротическими расстройствами часто высказывают неудовлетворенность своим положением в обществе, семейной ситуацией, отношением с друзьями и близкими, своей внешностью, с физическими данными, способностями [7,8].

Из 36 исследуемых лиц 23 (63,89%) имели от одного и более измененных критериев самоотношения личности, характеризующих сниженную самооценку. Среди них высокий уровень невротизации выявлен у девяти студентов (39,13%) (табл. 2). Это свидетельствует о выраженной эмоциональной возбудимости, сосредоточенности на переживаниях своих личностных недостатков, что в результате формирует чувство собственной неполноценности, затрудненность в общении, социальную робость и зависимость. Низкие показатели выявлены у восьми студентов (34,78%). В этом случае отмечается эмоциональная устойчивость, спокойствие, оптимизм, независимость и легкость в общении [1]. Кроме того у шести студентов (26,09%) значения оказались в зоне неопределенного диагноза.

Высокий уровень психопатизации проявился у восьми исследуемых (34,78%), что свидетельствует о беспечности и легкомыслии, холодном отношении к людям, напористости, упрямстве в межличностных взаимодействиях. Их поступки нередко выходят за рамки общепринятых норм и морали и создают конфликтные ситуации. Низкий уровень психопатизации выявлен у шести студентов (26,08%).  Это свидетельствует об осмотрительности, уступчивости, прислушивании к мнению окружающих, о строгом соблюдении общепринятых правил и норм поведения [1]. А также у девяти  студентов (39,13%) показатели оказались в зоне неопределенного диагноза.

Совместное повышение уровня невротизации и психопатизации выявлено у трех студентов (13,04%).

Высокий уровень невротизации и/или психопатизации наблюдается у 14 (60,09%).

Таблица 2

Показатель уровней невротизации и психопатизации у студентов с низкой самооценкой

Критерий

Высокий уровень

(баллы)

Под сомнением

(баллы)

Низкий уровень (баллы)

Невротизация

 -39±19,18

1,67±3,25

 20,75±9,98

Психопатизация

 -10,13±3,32

0±2,62

13,83±3,97

 

Частота встречаемости отклонений в показателях невротизации у женщин и мужчин со сниженной самооценкой значительно отличается. Невротические расстройства чаще встречаются у женщин, что может проявляться в виде быстрой утомляемости, нарушений сна, фиксации на неприятных соматических ощущениях, повышенной раздражительности, тревоги и неуверенности в себе. Перечисленные симптомы часто приводят к нарушению адаптации человека в обществе. Частота встречаемости повышенного уровня психопатизации у женщин незначительно выше, чем у мужчин, что проявляется в виде безразличия к мнению окружающих, стремлении выделиться среди других, лицемерии и вспыльчивости [1].

При сравнении показателей жителей из села и городов, высокий уровень невротизации и/или психопатизации выявлен у городских студентов.

По результатам исследования [2], невротические расстройства среди студентов выявлены у 16,4% с полученными баллами в пределах -28,8±1,04. Психопатии и явные акцентуации личности проявились в 22,3% случаев. При сравнении вышеупомянутых данных и результатов нашего исследования, частота встречаемости невротизации и психопатизации среди студентов с заниженной самооценкой выше. Так, высокий уровень невротизации имели 39,13% (-39±19,18 баллов) студентов с низкой самооценкой. Психопатии выявлены у 34,78% студентов.

Выводы

В ходе исследования выявлено, что у студентов сниженная самооценка встречается часто. В структуре самоотношения преобладают «самоуверенность», «отраженное самоотношение», «самопривязанность» и «самообвинение», характеризующие комплекс неполноценности с чувством ущербности, неудовлетворенности собой и самообвинением. У большинства студентов с низкой самооценкой выявлены высокие уровни невротизации и психопатизации/акцентуации личности.

Значительная распространенность в студенческой популяции пограничных психических расстройств требует разработки комплекса мероприятий по предупреждению возникновения психических нарушений, их раннему выявлению и активному лечению, предотвращение рецидивов болезни и инвалидизации пациента. Студентам со сниженной самооценкой рекомендуется психотерапия, направленная на личностный рост [6].