Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

THE GREENING OF THE KINDERGARTEN OF THE CITY OF ARKHANGELSK

Ergina Y.N. 1
1 Northern Arctic Federal University
Landscaping of kindergartens is necessary to create comfort, ensure the safety of children and comfort for the main residents – kids. The territory of the preschool educational institution is the initial stage in the life of each preschooler, he lives here for more than half of his time. Gardening of such sites promotes mental, physical and aesthetic education of children on the basis of a natural landscape that develops in kids curiosity, ability to be surprised to something new. You will develop a landscaping area of kindergarten № 117 "Merry bells," the city of Arkhangelsk. Landscaping is divided into several stages. The first stage is the pre-project analysis of the territory, which includes such tasks as the equipment of the kindergarten site in accordance with modern requirements and methodological recommendations, the creation of a comfortable and favorable environmental environment, a landscape area that will provide the necessary conditions for children to stay in a preschool institution, increasing the species diversity of vegetation. Stage two – survey of the territory, assessment of its advantages and disadvantages. Disadvantages of this site: the lack of a clear functional layout, poor lighting area, landscaping does not meet the generally accepted requirements, satisfactory condition of the object, poor species composition of trees and shrubs.
landscaping
kindergarten
pre-project analysis
design solution
landscaping object

Рассматриваемый озеленяемый объект - участок яслей- сада № 117 «Веселые звоночки», расположенный по адресу г. Архангельск, ул. Розы Люксембург, д. 27 (рис.1). Сад предусмотрен на 280 малышей. Группы: ясельного возраста, старше 3-7 лет. На данный момент детский сад нуждается в озеленении территории [1].

На участке помимо основного здания размещены площадки и беседки.

Его территория имеет форму прямоугольника. Объект представляет собой территорию общей площадью 357 м2.

Здание детского сада находится в центре всей композиции и окружает его заасфальтированный и грунтовый участок. На территорию сада есть два входа, один из которых является центральным, а другой - въездными воротами.

Рис.1. Озеленяемый объект

В настоящее время озеленению территории детских садов уделяется большое внимание.

Проектом предусматривается создание многофункциональной зоны отдыха с возможностью полноценно отдохнуть детям разного возраста, с разными интересами и разными физическими возможностями.

Данный комплекс включает ландшафтный дизайн и архитектурные объекты, что станет композиционной доминантой и украшением объекта в целом.

Одним из основных факторов озеленения территории сада являются природно-климатические условия, которые определяют специфику озеленения и необходимые требования для комфортных условий нахождения на объекте.

Основная цель – развитие нравственно-эстетического и экологического воспитания дошкольников в процессе озеленения территории детского сада «Весёлые звоночки».

Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

- улучшить экологическое и эстетическое состояние территории ДОУ, создать неповторимый образ;

- создать экологически благоприятную среду для развития личности воспитанников на территории детского сада;

- повысить функциональность и привлекательность оборудования на игровых площадках;

- привить детям нравственные основы, эстетический вкус, любовь к природе.

Территория детского сада обширна и разнопланова. Проблема озеленения участка актуальна, поскольку детский сад функционирует с сентября 2015 года.

Проект озеленения территории детского сада облегчит решение задачи формирования и развития экологической культуры.

Создание единого пространства детей, педагогов должно способствовать формированию у детского и взрослого населения чувства ответственности, любви к малой родине и созидательного отношения к окружающему ландшафту.

Таким образом, проект благоустройства решает задачи эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания детей через знакомство с окружающим растительным миром; комфортных условий для прогулок детей. А также используется в целях активизации творческого потенциала педагогического коллектива по созданию благоприятных условий для пребывания детей в ДОУ.

Озеленение территории дошкольного учреждения включает несколько этапов.

Первый этап – предпроектный анализ территории (рис.2). Ознакомиться с планировкой участка яслей-сада №117 № г. Архангельска «Веселые звоночки» и его типовой схемой озеленения, провести анализ состояния участка детского сада.

Задачи:

- Оборудовать участок детского сада в соответствии с современными требованиями и методическими рекомендациями;

- Создать комфортные и благоприятные условия пребывания детей в дошкольном учреждении через благоустройство территории;

- Увеличить видовое разнообразие растительности.

Для работы над проектом был проведен анализ исходного состояния участков на территории учреждения.

Территория детского сада делится на несколько зон:

- эстетическая зона;

- физкультурно-спортивная зона;

- зона отдыха;

- детские игровые площадки;

- хозяйственная зона;

- зона цветочного оформления.

На данный момент территория недостаточно озеленена.

Эстетическая зона.

Около главного здания разбито 3 цветника. На каждом прогулочном участке расположены цветочные клумбы из однолетников и многолетников.

Зона отдыха.

Каждый прогулочный участок оснащен скамейками для отдыха, столики для детей, большие навесы, где можно спрятаться от дождя и солнца. Также на участках расположены низкорослые кустарники, где детишки могут спрятаться от солнца.

Второй этап – это обследование территории, анализ.

Участок имеет ряд недостатков:

- отсутствие четкого функционального зонирования (выделены лишь жилая зона – здание детского сада-яслей, хозяйственная зона и игровая зона);

- плохая освещенность территории;

- территория недостаточно грамотно озеленена;

- удовлетворительное состояние газона.

Существующий видовой состав растительности на данном участке представлен березой повислой (Betula pendula Roth), клёном остролистным (Acer platanoides L.), тополем дрожащим (Populus tremula L.), спиреей средней (Spiraea media L.), рядовая посадка из пузыреплодника калинолистного (Physocarpus opulifolius (L.) Maxim.).

Особенности растений:

Клён остролистный – во время обильных снегопадов крупные ветви могут отламываться от ствола.

Осина, или тополь дрожащий – пух, который распространяется, может вызывать аллергические реакции.

Спирея средняя – хорошо переносит стрижку, пересадку, морозо- и засухоустойчива, газоустойчива.

Пузыреплодник калинолистный – морозостоек, хорошо поддаётся формовке [2].

Существующее функциональное зонирование: жилая зона, хозяйственная зона, игровая зона, которая делится на игровую зону для детей ясельного возраста и зону для детей старше 3-7 лет.

Третий этап – проектные предложения.

Планировочная структура участка разрабатывается увязке с планировочным решением здания ДОУ и с учетом требований к составу и площадям элементов участка и озеленению.

В качестве архитектурно-планировочного решения ландшафтной зоны дошкольного образовательного учреждения был выбран регулярный стиль ландшафтного дизайна.

Регулярный стиль – консервативный, классический, формальный стиль [3].

Такой стиль отличается своей закономерностью во всём. Характеризуется геометрическими формами, ясностью и строгостью линий, дорожки имеют прямую планировку.

Данный стиль используется, когда необходимо подчеркнуть воздействие человека на природу, внести в общую композицию ощущение порядка, строгости и торжественности.

Планировка данного проектного решения имеет строгую геометрическую форму, кольцевое расположение дорожно-тропиночной сети, рядовые посадки деревьев и кустарников, стриженные живые изгороди. Дорожно-тропиночная сеть и площадки остаются без изменений и дополнений.

Основные функции, которые выполняет проектируемый участок: эстетическая, информационная, развлекательная, познавательная.

В качестве растений предлагаются вечнозеленые породы – ель колючая ф. голубая (Picea pungens Engelm.), лиственница сибирская (Larix sibirica Ledeb.), которые остаются декоративными в течение всего года. Ель колючая устойчива к дыму, газу, выделяет фитонциды.

Лиственные породы с плотной кроной – вяз шершавый (Ulmus glabra Huds.) и липа мелколистная (Tilia cordata Mill.) на замену осины и клёна остролистного.

Среди кустарников к существующим насаждениям предлагаются рябинник рябинолистный (Sorbaria sorbifolia (L.) A.Braun.) и карагана древовидная (Caragana arborescens Lam.).

Рябинник рябинолистный – хорошо поддаётся стрижке, обрезке, зимостоек, нетребователен к почве.

Карагана древовидная – очень морозостойка, прекрасно переносит городские условия, обрезку и стрижку.

Также на участке разбивают небольшие цветники. Цветы на газоне дошкольного участка подбираются с учетом их непрерывного цветения.

Устанавливаются МАФ (малые архитектурные формы). В качестве МАФ располагаются скамьи, изготовленные из дерева.

МАФ для зоны игрового назначения - скамьи, столы, качели, карусели, бумы, стенки для лазания, песочницы, пирамиды, лианы, горки катальные.

Перед входом в детский сад располагают навесы для детских колясок и велосипедов [4].

Функциональное зонирование. На территории выделяют следующие зоны:

- жилая зона (здание детского сада-яслей);

- эстетическая зона;

- хозяйственная зона. В её состав входят хозплощадка, мусоросборники, размещенные на асфальтированной площадке;

- игровая зона, разделённая на два сектора: зона ясельного возраста и зону для детей возраста старше 3-7 лет;

- огород-ягодник;

- физкультурно-спортивная зона. В такой зоне предусматривается размещение зелёной лужайки для подвижных игр, зону с физкультурно-игровым оборудованием;

- уголок природного ландшафта.

Игровые площадки для занятий детей различных возрастных групп изолированы друг от друга с помощью зеленых стен из рябинника рябинолистного и акации желтой.

Перспективы дальнейшего развития проекта.

Созданная на территории детского общеобразовательного учреждения благоприятная экологическая среда в дальнейшем позволит осуществить ландшафтно-экологическое воспитание детей.

Обогащение и обновление игровым и спортивным оборудованием детских прогулочных площадок, посадка хвойных пород деревьев, создание экологической тропы и другое – все это позволит преобразить окружающий ландшафт объекта и создать окультуренную территорию, которая в дальнейшем будет наполняться цветочными культурами, декоративно-цветущей растительностью [5].

На рисунке 3 представлен дендроплан озеленяемого объекта.

Рис. 2. Состояние объекта

Рис.3. Дендроплан

Внешний вид участка детского сада «Весёлые звоночки» в последующем необходимо продумать до мелочей, что во многом определяется его взаимосвязью со зданием, окружающим ландшафтом, но главное - планировкой и внешним видом архитектурных строений, малых форм и озеленения.